ЛЕКЦИЯ 3

 

ЖИВОТНЫЕ В СКАЗКАХ

 

«Сказка – ложь, да в ней намек…»

А. С. Пушкин.

 

Войдя в знакомый уже кабинет, ребята с удивлением заметили лежащие на партах книги с яркими красочными обложками. Некоторые  сразу принялись перелистывать книги, кто-то насмешливо и недовольно фыркнул:

 -  Интересно, мы тут детские сказки читать, что ли будем?

- А что Вы имеете против сказок? – Неслышно вошедший в класс в черном с серебряной эмблемой костюме преподаватель чуть улыбнулся, покачав головой. – Вы знаете высказывание великого сказителя Пушкина? «Что за чудо – эти сказки».  А ведь взрослый человек был, но не гнушался и слушать и писать сказки. Ну что ж, начнем, пожалуй, урок. Книжки вы все сможете взять и почитать после уроков.  

Корнел подождал, пока все рассядутся и хоть немного угомонятся. – Рад снова приветствовать вас на своем уроке. В прошлый раз мы с вами разговаривали о жизни животных в мифологиях разных стран. Сегодня же я расскажу – какую роль играли звери и птицы в сказках.

Ну, то, чем отличается сказка от мифа, я думаю, вы знаете. Если же нет – спросите у преподавателя Магической Литературы. Или, в крайнем случае, обратитесь к маггловским словарям. Что же касается темы сегодняшнего урока…

Перекочевав из мифов в сказки, животные в большинстве своем утратили связь с божествами. Хотя здесь есть исключения. Скажем, лягушка из китайской сказки не испугалась подняться аж на самое небо, с жалобой к верховному божеству о засухе, мучающей землю. Интересно, что бог удовлетворил просьбу лягушки и установил правило, что, когда на земле понадобится дождь, лягушка известит бога об этом.  И с тех пор, как гласит сказка, лягушки призывают дождь своими криками. Вы, наверное, заметили: я сказал – «Лягушка пожаловалась богу»? Да, именно пожаловалась.  В сказках почти всех народов животные вновь обретают антропоморфные черты. То есть -  могут говорить человеческим языком и размышлять, как люди. Так же звери и птицы приобретают все более «очеловеченные» черты характера. Как вы думаете – почему это произошло? Это будет первым вопросом вашего ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Кстати, должен вам сказать, что, хоть сказки и складывались в самых разных уголках мира, но порой характеристики действующих в них животных могло не очень разниться в сказках, скажем, Анголы и Северной Кореи, но очень измениться в пределах одной страны. К примеру, в русской сказке «Лиса и волк» серый хищник выведен жадным и глупым; в русской же сказке об Иване-царевиче и жар-птице волк наоборот предстает благородным помощником человека.  Второй вопрос ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: по-вашему – почему с животными происходят такие разительные перемены?  

Что же касается так называемых «блуждающих сюжетов», то давайте вспомним замечательное произведение   мага-сказителя А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Такой же сюжет присутствует и в арабской «Сказке о золотой рыбе».  Видите: даже названия весьма схожи. И в той и другой сказках некая рыбка (или рыба) с весьма необычным окрасом чешуи, пойманная сетью, просит отпустить ее  обратно в море, за что обещает выполнить несколько желаний рыбака. Однако жадная супруга рыбака, желая использовать появившуюся возможность по максимуму, все увеличивает качество желаний… Окончание в обеих сказках также похоже.

Кстати, надо отметить, что в литературе существует два направления: это когда животные действуют в своей зоологической  среде и когда взаимодействуют с человеком. То есть – в сказку  как бы переносится ситуация из жизни.  Скажем, в сказке «Теремок» мы видим пример первого направления; а  в той же сказке про Ивана-царевича и жар-птице – второе.  А еще два направления - это более или менее антропоморфность животных в сказках.  Чтобы вам было понятней, приведу в пример сказку П. Ершова «Конек-горбунок». Кстати, в этой сказке весьма удачно сочетаются оба направления. Вспомните: после того, как Иванушка-дурачок поймал кобылицу, которая топтала пшеницу на поле (кстати сказать – кобылицу говорящую), эта самая кобылица в обмен на свободу подарила Иванушке двух коней (обычных, не наделенных волшебными или антропоморфными чертами, хотя и очень красивых) и волшебного, да еще и говорящего конька-горбунка.

Когда в искусстве  появилось такое понятие, как литературная сказка,  - то есть – написанная конкретным автором – звери и птицы спокойненько перекочевали и туда, не утратив своих народносказочных черт.  Особенно ярко выражены человекоподобные черты животных в таком жанре авторской сказки, как басня. Начало этому жанру положил древнегреческий сказитель Эзоп…. Корнел заметил вытянутую руку одного из учеников, кивнул. С парты поднялся маленький мальчик в красной мантии

 – А еще есть баснописцы Лафонтен  и Крылов.

-Правильно.  – Преподаватель кивнул.

В коридоре раздался перезвон школьного колокола, объявляющего о перемене. Ученики встрепенулись. Преподаватель легким жестом остановил самых нетерпеливых, сорвавшихся с места.

Погодите-погодите. Вот запишите ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ и можете быть свободны.

 

1)    Вопрос на рассуждение в лекции (0-2 балла)

2)    Вопрос на рассуждение в лекции (0-2 балла)

3)    Напишите о том, как вы оказались в сказке, главными героями которой являются животные.  Можно путешествовать в уже сочиненную сказку. А можно придумать ее самим. (3-6 баллов)

 

Как всегда – домашние работы присылайте через ЛД или с Люциусом.

ceasar-korn@yandex.ru

 

Hosted by uCoz