ЛЕКЦИЯ 3
ЖИВОТНЫЕ В СКАЗКАХ
«Сказка – ложь, да в ней
намек…»
А. С. Пушкин.
Войдя в знакомый
уже кабинет, ребята с удивлением заметили лежащие на партах книги
с яркими красочными обложками. Некоторые
сразу принялись перелистывать книги, кто-то насмешливо и недовольно
фыркнул:
-
Интересно,
мы тут детские сказки читать, что ли будем?
-
А что Вы имеете против сказок? – Неслышно
вошедший в класс в черном с серебряной эмблемой костюме преподаватель чуть
улыбнулся, покачав головой. – Вы знаете высказывание великого сказителя
Пушкина? «Что за чудо – эти сказки». А
ведь взрослый человек был, но не гнушался и слушать и
писать сказки. Ну что ж, начнем, пожалуй, урок. Книжки вы все сможете взять и
почитать после уроков.
Корнел подождал, пока все рассядутся и
хоть немного угомонятся. – Рад снова
приветствовать вас на своем уроке. В прошлый раз мы с вами разговаривали о жизни
животных в мифологиях разных стран. Сегодня же я расскажу – какую роль играли
звери и птицы в сказках.
Ну,
то, чем отличается сказка от мифа, я думаю, вы знаете. Если же нет – спросите у
преподавателя Магической Литературы. Или, в крайнем случае, обратитесь к
маггловским словарям. Что же касается темы сегодняшнего урока…
Перекочевав
из мифов в сказки, животные в большинстве своем утратили связь с божествами.
Хотя здесь есть исключения. Скажем, лягушка из китайской сказки не испугалась
подняться аж на самое небо, с жалобой к верховному
божеству о засухе, мучающей землю. Интересно, что бог удовлетворил просьбу
лягушки и установил правило, что, когда на земле понадобится дождь, лягушка
известит бога об этом. И с тех пор, как гласит сказка, лягушки
призывают дождь своими криками. Вы, наверное, заметили: я сказал – «Лягушка
пожаловалась богу»? Да, именно пожаловалась. В сказках почти всех народов животные вновь
обретают антропоморфные черты. То есть -
могут говорить человеческим языком и размышлять, как люди. Так же звери
и птицы приобретают все более «очеловеченные» черты характера. Как вы думаете –
почему это произошло? Это будет первым
вопросом вашего ДОМАШНЕГО
ЗАДАНИЯ.
Кстати,
должен вам сказать, что, хоть сказки и складывались в самых разных уголках
мира, но порой характеристики действующих в них животных могло не очень
разниться в сказках, скажем, Анголы и Северной Кореи, но очень измениться в
пределах одной страны. К примеру, в русской сказке «Лиса и волк» серый хищник
выведен жадным и глупым; в русской же сказке об Иване-царевиче и жар-птице волк
наоборот предстает благородным помощником человека. Второй
вопрос ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: по-вашему
– почему с животными происходят такие разительные перемены?
Что
же касается так называемых «блуждающих сюжетов», то давайте вспомним
замечательное произведение
мага-сказителя А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Такой же сюжет
присутствует и в арабской «Сказке о золотой рыбе». Видите: даже названия весьма схожи. И в той и
другой сказках некая рыбка (или рыба) с весьма необычным окрасом чешуи,
пойманная сетью, просит отпустить ее
обратно в море, за что обещает выполнить несколько желаний рыбака. Однако
жадная супруга рыбака, желая использовать появившуюся возможность по максимуму,
все увеличивает качество желаний… Окончание в обеих сказках также
похоже.
Кстати,
надо отметить, что в литературе существует два направления: это когда животные
действуют в своей зоологической среде и
когда взаимодействуют с человеком. То есть – в сказку как бы переносится ситуация из жизни. Скажем, в сказке «Теремок» мы видим пример
первого направления; а в той же сказке про Ивана-царевича и жар-птице – второе. А еще два направления - это более или менее
антропоморфность животных в сказках. Чтобы
вам было понятней, приведу в пример сказку П. Ершова «Конек-горбунок». Кстати,
в этой сказке весьма удачно сочетаются оба направления.
Вспомните: после того, как Иванушка-дурачок поймал кобылицу, которая топтала
пшеницу на поле (кстати сказать – кобылицу говорящую), эта самая кобылица в
обмен на свободу подарила Иванушке двух коней (обычных, не наделенных
волшебными или антропоморфными чертами, хотя и очень красивых) и волшебного, да
еще и говорящего конька-горбунка.
Когда
в искусстве появилось такое понятие, как
литературная сказка, - то есть –
написанная конкретным автором – звери и птицы спокойненько перекочевали и туда,
не утратив своих народносказочных черт. Особенно
ярко выражены человекоподобные черты животных в таком жанре авторской сказки,
как басня. Начало этому жанру положил древнегреческий сказитель Эзоп…. Корнел заметил вытянутую руку одного из
учеников, кивнул. С парты поднялся маленький мальчик в красной мантии
– А еще есть баснописцы Лафонтен и Крылов.
-Правильно. – Преподаватель
кивнул.
В коридоре раздался перезвон школьного
колокола, объявляющего о перемене. Ученики встрепенулись. Преподаватель легким
жестом остановил самых нетерпеливых, сорвавшихся с
места.
Погодите-погодите.
Вот запишите ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
и можете быть свободны.
1)
Вопрос на
рассуждение в лекции (0-2 балла)
2)
Вопрос на
рассуждение в лекции (0-2 балла)
3)
Напишите о том,
как вы оказались в сказке, главными героями которой являются животные. Можно путешествовать в уже сочиненную сказку.
А можно придумать ее самим. (3-6 баллов)
Как
всегда – домашние работы присылайте через ЛД или с Люциусом.