ЛЕКЦИЯ 2
Животные в
мифологии.
Ученики школы Хогвартс Сириуса группами и поодиночке подходили к двери
кабинета, где уже слышался знакомый птичье-звериный
шум-гам. Дверь кабинета была чуть
приоткрыта, и один из ребят с острым зрением углядел
странную неподвижную фигуру, стоящую в углу кабинета. Негромко ойкнув, ученик
попятился и… наткнулся на стоящего позади преподавателя. Корнел
чуть усмехнулся:
– Думаю,
рассмотреть – что там находится, лучше в непосредственной близости. Проходите
скорее, урок уже начинается.
Ребята зашли в класс, с
удивлением глядя на странный предмет на высоком штативе, стоящий позади парт,
немного схожий с маггловским
диапроектором. Преподаватель пропустил
двух чуть запоздавших гриффиндорцев, затем зашел в
класс и сам.
- Рад приветствовать всех вас снова на моем уроке. Прошлая лекция
была немного скучновата, некоторые из вас даже задремали. Надеюсь, такого
больше не повторится. Со своей стороны постараюсь, чтобы последующие лекции
были более интересными и не вызывали у вас чувство сонливости.
Сегодня мы с вами будем изучать факт присутствия животных в
мифологиях разных народов. Я не собираюсь углубляться во всю литературу, а
коснусь только и именно этой маленькой части, относящейся к зверям и птицам. Итак.
Мифы о животных являются одними из
древнейших. Разумеется, распространение тех или иных представителей фауны,
населяющих определенные территории, сказывалось и на отражение этих
животных в сказаниях людей, живущих в тех же местах. Так, скажем, жители
южных стран никак не могли придумать миф о морже или северном олене, и наоборот
– обитатели ледяных просторов Скандинавии не имели никакого представления о
бегемотах и обезьянах. А в тех случаях, когда тот или иной зверь (птица, рыба и
так далее) обитал в различных широтах, в силу различий культур народов и миф об
этом живом существе рассказывался несколько по-разному.
Самые примитивные из мифов о животных являются элементарными
попытками осмыслить окружающий мир и
поведение животных, передать их простейшие признаки.
Чем больше развивался интеллект человека, тем все более сложным
(по тем временам) становилось мироощущение и мировосприятие. И вот уже животные
в мифах «обретают» способность становиться демиургами – основателями мира. Вы,
наверное, помните урок профессора Лели о славянском представлении рождения
мира? Там, в качестве демиурга присутствует Мировая Утка, которая снесла яйцо,
послужившее основой мироздания. И это не
единственный пример. Так, скажем, во многих мифах демиургом служит черепаха,
поднявшая из Мирового Океана Хаоса сушу, и удерживающую ее на своем панцире. Помните,
наверное, эту легенду? В классе поднялись
несколько рук. Корнел кивнул пареньку в желтой
мантии. Тот поднялся: – Это о том,
что земля лежит на трех слонах, которые в свою очередь стоят на спине черепахи?
Теологическая версия ранних христиан, полностью опровергнутая Галилеем и
Джордано Бруно.
-Да, все верно. – Преподаватель согласно кивнул. Затем
продолжил. - Так же начинают появляться мифы о происхождении людей от
животных и животных от людей. Ничего вам не напоминает? Подобные сказания имеют
ярко выраженную тотемическую окраску. Кто-нибудь может сказать – что такое тотем?
Нет? Очень жаль. Ну, ничего, этот пробел в ваших знаниях мы устраним на одной
из будущих лекций. А пока что продолжим.
Одна из ипостасей животных
в мифах... – Легкое прикосновение палочки
к диапроектору, и перед ребятами возникло странное создание. - Это слоноголовое
существо – древнеиндийский бог мудрости – Ганеша.
Или, как произносится по другому. Гханеш…
Сказание гласит, что причиной такого странного вида бога послужил гнев одного
из, не приглашенных на празднование дня рождения младенца, богов. Тот просто
испепелил голову новорожденного взглядом.
Потом же, устыдившись своего поступка, предложил приложить к телу голову первого попавшегося
на глаза существа. Этим существом оказался слон. Именно так Гханеш
получил такую внешность и, в виде компенсации за уродство, боги одарили его
великой мудростью. И это не единственный
пример зооморфного бога. Вспомним хотя бы древний Египет. Вот где было,
поистине, любопытное «собрание»… Собако-, птице-, котоголовые боги
разгуливали там так же свободно, как… маггловский
милиционер по рынку, который находится в его «ведении». – Корнел
переждал взрыв смеха в классе, затем вновь коснулся
палочкой аппарата, показывая ученикам новую фигуру – Анубиса – бога мертвых.
- Да и полностью превращаться в животных боги тоже любили. Вы это уже наверное знаете по урокам Анимагии
и различных мифологий. Я просто немного коснусь этой темы, чтобы напомнить.
Разумеется, такие животные были подобны своим «мирским» собратьям по внешнему
виду, но не по разуму, коим вследствие своего происхождения были наделены.
В более поздних мифологиях, в которых уже присутствуют боги,
животные частично утрачивают свои антропоморфно-демиургические черты; однако
получают некоторые другие функции. В частности – помощников богов. Так, скажем,
в мифологии Индии богами используются в качестве средств передвижения самые
различные звери и птицы. Кстати, надо вам сказать, что индийцы
весьма трепетно относятся ко всему живому, поэтому многие виды животных
чувствуют себя в этой стране весьма комфортно, обретя статус священных. А вот в
холодной Скандинавии весьма почитали волков.
Вспомним хотя бы волков бога
Одина – Греки и Фери. - Новое касание
палочкой странного аппарата, и перед
изумленными учениками возникли две хищно скалящиеся и вздыбливающие шерсть на
загривке фигуры. Кто-то тихонько ойкнул. Цезарь Корнел между тем спокойно продолжал лекцию: – Эти волки
охраняют трон Одина в Вальхалле. Обычно они невидимы, но если бы кому-то пришла
мысль принести хоть малейший вред богу, волки тут же
накинулись бы на безумца. Кстати, если говорить о животных, которые
использовались богами, как ездовые, то
нельзя не упомянуть и знаменитого восьминогого коня
Одина – Слейпнира. А вот божественная коза Амфалея
выкормила своим молоком маленького Зевса, которого укрывали в пещерах Крита,
спасая от людоеда-папаши.
Надо добавить, что животные помогали в мифах не только богам, но и
простым смертным людям. Примером может служить упоминание в библии о том, как
Ной выпускал птиц из ковчега, чтобы убедиться, что вода после всемирного потопа
спала.
А вот если боги гневались на смертных, то превращали тех в различную живность без всяких поблажек. То есть – превращенный человек становился
животным во всех смыслах этого слова и навечно. А уж в отношении подобного рода
мести боги были ох как изобретательны. Так, скажем, древнегреческая богиня
Афина была очень рассерженна тем, что ткачиха Арахна осмелилась
хвастать тем, что она – Арахна – владеет ткаческим искусством лучше богини. И Афина, недолго думая,
превратила женщину в… именно, паука.
Поэтому паук на латыни и называется Arania. Такого, как, скажем тот, что живет на моем
сундуке. А вот Дионис обернул
осмелившихся похитить его во время купания пиратов в дельфинов. Да, в логике
этому богу не откажешь. Кстати, существует легенда, что дельфины
оттого и издают «плачущие» звуки и стремятся спасать тонущих людей именно
оттого, что до сих пор несут кару бога.
Разумеется, тема обитания животных в мифологии гораздо более
обширна чем то, что я попытался уложить в одну лекцию. Но, к сожалению, время
урока неумолимо движется к концу. Так что получите ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ и можете быть свободны.
Перед учениками возник
большой пергамент. Он оставался висеть в воздухе до тех пор, пока ребята не
переписали с него задание, а потом исчез.
1)
Я рассказал вам о некоторых ездовых
животных и животных-помощников богов. Приведите несколько примеров. И подумайте
– почему именно их? (2-4 балла)
2)
Мы говорили о животных-демиургах. А
существовали ли животные-божества разрушения? (0-2 балла)
3)
Приведите еще несколько примеров наказания
оборотничеством и поясните – почему человек был
превращен именно в то или иное животное? (2-4 балла)
Работы присылайте как всегда через ЛД или
с Люциусом.
Когда
дверь за последним из ушедших учеников закрылась, преподаватель оглядел класс,
снял любопытствующую белку с лампы и, подозвав волка, также покинул кабинет.